BigCraftDay-2017 или Фестиваль крафтового пива в Гостином Дворе

BigCraftDay-2017 или Фестиваль крафтового пива в Гостином Дворе

Для начала — хочу признаться, что пойти на День Крафтового Пива меня подтолкнул спор с одним отдаленно знакомым человеком. Довольно активный критик и знаток пива, непримиримо борющийся за мощновкусное пиво, любящий до экзальтации бельгийское «пенное» и считающий, что легкому пиву, лагерам и пилзнерам — место не на полках магазинов и в кегах баров — а в истории — он сообщил мне об этом событии.

И, несмотря на то, что по отдельным положениям я с ним категорически не согласен — тут я ему премного благодарен.

Сразу поясню (для тех, кто не совсем «в теме») — что такое «Крафтовое» пиво.

Если грубо обобщить высказывания и определения — то «Крафт» (в переводе с английского Craft — Ремесло, Искусство) — это вид пива, сваренного энтузиастами пивоварения, в небольших объемах, с использованием натуральных ингредиентов, по собственным (уникальным) рецептам, как правило — имеющее мощный вкус и аромат, в пику — массовому, водянистому «евролагеру» (обычно выпускаемому пивными гигантами).

Не скажу, что до настоящего времени я не пил крафта — пил конечно. Но «дал волю» своим дегустационным возможностям именно вчера (суббота, 27 мая) — на данном фестивале.

Фестиваль, как и в прошлом году — проходил в течении двух дней в Старом Гостином Дворе (Москва, между улицами Варваркой и Ильинкой и Хрустальным и Рыбным переулками).

По отзывам людей, которые посещали это «пенное» мероприятие в прошлом году — в этот раз любителей крафтового пива набралось почти в 2 раза больше — что является еще одним подтверждением тезиса о том, что российская пивная отрасль переживает очередную эволюцию — в лучшую сторону, а именно — поворот взоров людей, употребляющих пиво — к вкусному, качественному напитку и бОльшему выбору ароматов и вкусов.

Вот собственно — и место действа:

Отмечу — что на фото — людей где-то треть от вечернего количества посетителей — потому как я пришел всего через 2 часа после открытия (около 13-00). Основная масса посетителей прибыла после 4 часов дня…

Посетить крафтовое шоу было просто — можно было забронировать пригласительный и несколько жетонов с сайта фестиваля (bigcraftday.ru), а можно было, отстояв небольшую очередь (минут 15) — получить приглашение, программку, бокал для пива и некоторое число жетонов — за наличные.

Что мы с моим другом — соседом Сергеем и сделали.

Надо сказать, что ребятки из on-line бронирования — стояли также в очереди — причем не меньшей по размеру, чем наша — чтобы показать резервацию и только после этого — получить бокал и жетоны.

Про жетоны скажу отдельно.

Один жетон стоил 50 рублей, ими нужно было расплачиваться за пиво (200 мл пива, в зависимости от марки и пивоварни — стоили от 2-х до 6 жетонов, но на счастье дегустатора — можно было налить и половинку (100 мл) — за половину жетонной «стоимости»). Видимо организаторы не оценили повышение интереса народонаселения в крафту и бОльшему количеству посетителей — потому как за приобретением дополнительных жетонов (отдел в центре зала) — сразу же выстроилась неслабая очередь.

Для сливания остатков пива (среди нашей, дегустаторской братии — такое «варварство» к вину и пиву — сплошь и рядом) и помывки стаканов — были организованы специальные прилавки, где довольно быстро и удобно можно было это сделать.

Теперь — к самому главному — к ПИВУ! 😎

На фестивале свое пиво представили более 120 частных пивоварен, которые стояли — мини-стендами с краном в центре каждого — по периметру выставочной зоны.

Сверху на штендере красовалось название пивоварни, ниже — название одного или двух представляемых сортов пива, их крепость и плотность. КружкАми — обозначалась «цена» порции в жетонах.

Торговля одним сортом пива шла до обеда — после чего этот сорт заменялся новым. На следующий день — посетителей ждали совсем новые сорта пива.

Так что если у Вас в следующий раз будут далеко идущие планы — попробовать абсолютно все — то нужно приходить к открытию — и быстро по чуть-чуть все дегустировать! (физически правда — я сомневаюсь что это можно сделать одному человеку…)

«Разбег» по типам пива здесь был довольно большой.

Единственное — чего было мало — так это обычных пилзнеров, лагеров и им подобных легких пенных напитков.

Найти пиво с крепостью ниже 6 градусов алкоголя — было надо сказать офигенительно трудным занятием.

Бал конечно правили Русские Имперские Стауты (от 8 до 17 градусов крепостью и разнообразной плотностью), обычные, двойные и тройные IPA, American Pale эли и многочисленные прочие стауты, портеры и saison-ы (особый сорт «фермерского» пива).

Немногочисленной группкой держались образцы бельгийского типа пива и сидров.

На удивление было много фруктового и ягодного пива — видимо как дань меняющимся вкусам последних годов— в основном — для молодежной аудитории.

Из около 20-ти испробованных мною сортов — всего нескольким я вынес вердикт — «под ужин сойдет (4 из 10)» (т.е. 3 с плюсом по моей пятибальной шкале), очень многие — получили мою очень высокую оценку — «экстраординарно (8 из 10)» (4 с плюсом) и «твердое хорошо (6 из 10)» (хорошую твердую «четверку»).

Ваш покорный слуга также пригубил одно из самых крепких сортов пива фестиваля — Frozen State of Mind (пивоварня Gas Brew) – с крепостью 25% алкоголя (крепче был лишь Icebock от пивоварни Jaws Brewery – на втором дне фестиваля — и то всего на 1 градус).

Надо сказать — что особого удовольствия пить такое пиво я не испытал.

Даже считаю — что оно варилось скорее всего и не для этого — а вероятно, чтобы показать возможности пивоварни по изготовлению экстра-крепкого пива. И это мегамощное пиво (скорее напоминающее нефтеподобную жидкость) красиво омывала изнутри стенки стакана своим маслянисто-коричневым и тягучим «телом».

Что меня немного повеселило на фестивале — так это названия некоторых марок пива. Несомненно — креативность и увлеченность владельцев пивоварен и их коллег — не могла не наложить свой отпечаток и на наименования.

Перечислю самые, на мой взгляд — веселые и необычные:

«У шамана три руки», «Отморозок», «Черный молочник», «Голоса в моей голове», “Фигаро здесь”, «Вяленый слон», «Мел Гибсон», «Вынос тела», «Ядерная Утка», «Скарлетт Йохансен», «Счастье Умпа Лумпа», «Казачий Лед суровое» и еще масса подобных названий.

Меня, как любителя виски — привлекли также сорта пива типа Whisky stout – коих было несколько на пивном празднике — а именно — темное пиво, выдержанное около полугода в бочках, в которых раньше созревал настоящий виски. Один из образцов (от Molotov brewery) – мне особенно понравился.

Это интересное решение для тех вискоманов, которые захотят время от времени испить что-то менее крепкое, но похожее на виски.

Еда на пивном фестивале — была довольно разнообразной (бургеры, чешские колбасы, сэндвичи, нарезка вяленого мяса и сыров, вьетнамские супы и лапша, жареный картофель и т. д.) и даже — мороженое с пироженками.

Однако организаторы вновь немного просчитались — и к 6 часам вечера — во многих палатках и вагончиках все закончилось, а оперативно подвезти ингредиенты — видимо не очень получалось.

В результате — к местам, где еще что-то осталось — потянулись огромные очереди.

Как плюс — для такого специфического массового мероприятия — не было проблем с туалетами. Первый раз при таком скоплении людей я видел — что нет очереди в «дамскую» комнату. Это конечно объяснялось тем, что девушек и женщин на фестивале было раз в 5 меньше, чем мужчин.

Хотя часто встречались даже группки премилых «ценительниц» крафта:

Некоторые молодые семьи захватили с собой детишек:

А можно было встретить и вот такую семью — где даже малыши поддерживали крафтовую индустрию (шутка конечно):

Что удивительно — но на подобном «алкоголенасыщенном» мероприятии — обошлось практически без каких-то негативных моментов (связанных с «перепоем» или выяснениями отношений).

При нас — только один из посетителей довольно сильно «устал» (видимо надегустировался 10-15 градусных Имперских Стаутов на пустой желудок).

После того, как он сначала прилег на бочку, а потом спикировал с ней вместе на пол — его аккуратно, «под белы ручки» повела в фойе охрана (которая кстати, незаметненько и спокойно прогуливалась по основной площадке).

В целом — публика была очень культурной, воспитанной и учтивой. Все спокойно стояли в появившихся уже после 5 часов — очередях практически к каждому крану и беседовали друг с другом и с соседями.

По рядам пивных приверженцев ходили и фоткались живые тигры (хотя символ фестиваля — медведь, грызущий шишку хмеля).

Вообще — впечатление от Дня крафтового пива — остались самые позитивные. Гарри, пользуясь тем, что пришел пораньше — успел много чего попробовать и записать — и теперь у вас, мои друзья — будет возможность почитать отзывы по почти 20 сортам испробованного пива.

В заключении — хочу поделиться с вами еще одним веселым наблюдением, которое так здорово развлекало большинство присутствующих.

Состоит оно в как ни странно — но в реакции публики на падение и разбитие стеклянных фирменных бокалов фестиваля (а пиво участники могли наливать посетителям только в них).

Когда у кого-то из не очень ловких гостей фестиваля — бокал падал на бетонный пол с соответствующим звоном — люди, стоящие рядом и поодаль — начинали галдеть, «улюлюкать» и даже — аплодировать.

Сначала это озадачивало меня — но потом практически все посетители включились в эту «игру». То и дело в разных местах разбивались стаканы — и тогда издалека или рядом доносился веселый гомон, вызывающий как минимум — улыбку… Виновники падения — рассеяно улыбались, некоторые по-актерски разводили руками или даже кланялись публике…

Я задумался — почему люди так реагируют на в общем-то маленькое чужое «бедствие»?

И понял — что тут нет однозначной причины.

Кто-то смеялся над неуклюжестью человека, уронившего пожалуй — самую важную деталь праздника —пивной бокал. Это как если бы фигурист перед выступлением — потерял бы где-то свои коньки, или солдат — свое оружие.

Кто-то наоборот — хотел подбодрить своим возгласом человека, мол — не печалься — мы с тобой! Сходи — возьми второй стакан и продолжай наслаждаться жизнью! 😎

Кто-то находил падение предметов — как в видеороликах или комедиях — просто забавным событием.

Однако все вышеперечисленное вкупе — придавало празднику уникальные и интересные нотки.

Как резюме — могу однозначно заявить, что рынок крафтового пива в России — сложился.

На нем есть как фавориты и «старички», так и компании, которые получили удачный результат уже на 1-2 год своего существования.

Разнообразие марок крафтовой продукции, отличная ароматика и вкус — пожалую могут поспорить с лучшими аналогичными образцами зарубежных пивопроизводителей.

Несмотря на прекрасную ароматику и мощный вкус — мое мнение — что эта отрасль (крафтовая) все же не «переплюнет» доминирующее лидерство классических марок на пивном рынке. Но несомненно — обогатит его, сделает его более конкурентным и «честным» для конечного потребителя.

Причин этому много, но самые главные — это дешевизна массовой продукции — особенно от гигантов индустрии, отсутствие крафта на полках большинства розничных точек (слабое место — менеджмент — так как пивоварни маленькие, разобщенные и возможности продвижения — пока довольно ограничены), слабая информированность потребителей пива.

Добавим сюда еще и то, что плюс крафта (слишком мощный аромат, вкус и плотность) оборачивается также и минусом — такого пива сложно выпить много и пить его просто без закуски — как какой-нибудь светлый чешский Будвайзер.

Поэтому несомненно — для праздников, просмотра матчей, посиделок с друзьями — скорее всего будет покупаться классика.

Крафт скорее — будет выступать в роли аперитива и диджестива. Он — как крепленое вино — портвейны, хересы — лучше всего пить одну кружечку или бокал — в конце трудового дня, у камина, медитируя на отдыхе, на природе и т.д.

И несомненно — он будет иметь большую популярность и огромную массу приверженцев, даже среди тех, кто пьет классические сорта — как это уже есть в США и Европе.

Однако несомненно видно еще одно.

Российскому крафтовому пивному бизнесу предстоит еще очень сложная работа.

Мало произвести хорошее пиво — необходимо еще донести информацию о нем до потребителя, необходимо «поставить пиво на полку» в многочисленных торговых точках, необходимо решить вопрос с грамотным хранение (ведь понятие «живое» и крафтовое — практически неотделимы — а это означает, что быстрая реализация и доставка — крайне важны — такое пиво не может стоять в бутылке по два года), нужно отточить логистику (страна у нас, как мы знаем — огромная) и мерчендайзинг.

Но уверен — российским энтузиастам пивоварения — под силу решить и эту задачу.

И я желаю им скорейших и мощных свершений и успехов!

А мы — будем узнавать, находить и пить отличное российское крафтовое пиво!

P.S. Отзывы о пиве, которое я попробовал вы можете прочитать, заведя в строке поиска на блоге слово «крафт». Все уже потихоньку готовится и отзывы будут размещены в течении ближайших 8-10 дней…