Выбираем правильный бокал для вина

Выбираем правильный бокал для вина

Содержание статьи:

  1. История винных бокалов
  2. Оптимальная ароматика
  3. Оптимальный вкус
  4. Бокалы для игристого
  5. Бокалы для белых тихих вин
  6. Бокалы для розовых вин
  7. Бокалы для красных вин
  8. Дегустационные бокалы
  9. Бокалы для крепленых (десертных, ликерных) вин
  10. Использование, чистка и хранение бокалов для вина
  11. Топ-10 брендов производителей винных бокалов на российском рынке

1. Капелька истории

Какова была первая емкость для вина?

Точно утверждать конечно невозможно, однако с большой долей уверенности можно сказать, что выбор будет из двух вариантов: либо это емкость из подручных материалов (например, из засушенных тыкв или выскобленного дерева) либо (у тех же, кто побогаче) -из полого рога от давно одомашненных к тому времени животных: тура, быка или барана.

Столетия мелькали как калейдоскоп, рог сменили скифосы и краторы, затем средневековые кубки и братины, и даже такие причудливые варианты как Мастос (получивший свое название благодаря форме, напоминающей женскую грудь).

Форма Мастоса была такова, что его было невозможно поставить на стол, не допив налитое вино — так же как и при использовании рогов животных.

В начале 1800-х годов в Англии изобрели способ сделать стеклянные изделия (в том числе и сосуды для пития вина) довольно недорогими и самое главное — гораздо менее хрупкими.

И дело пошло.

С началом века 19-го появляется «Его Величество — Бокал», практически доступный всем (от французского «bocal», что значит «банка»). Одиночные экземпляры стеклянных бокалов, правда на очень короткой ножке, конечно были и до него (стекло в средние века делали уже довольно сносно, особенно в Венеции (см. «Мурановское стекло»)). Однако стоимость таких винных емкостей реально «кусалась».

Итак, с 19-го века ножка бокала стала расти — от 1,5-2 до 8 и более сантиметров, бокал стал похож на те варианты, которые мы можем встретить в магазинах.

Удлиненной ножки требовали не только правила эстетики (люди держали бокал за ножку и не «лапали» саму чашу с вином, что было эстетически очень ценно), но и правила подачи вин нужной температуры (при удержании бокала с вином «за чашу», вино быстро нагревалось до ненужной никому температуры тела).

В веке же 19-м, дегустаторы вин и сомелье решительно начали настаивать на использовании уже специфических форм у бокалов, в зависимости от типа вин.

Все чаще и чаще бокалы делались просто из прозрачного стекла, ибо наблюдать как вино играет на свету, за переливами его прекрасного цвета (особенно розовых вин) — стало очень эстетично.

В настоящее время, бокалы из толстого, замутненного или цветного стекла для подачи вин (не говоря уже оп ластиковых и полностью металлических бокалах) — стали просто моветоном.

2. Оптимальная ароматика

Профессиональные сомелье и винные эксперты всего мира признали — одно и то же вино в процессе оценки его аромата показывает довольно отличающиеся друг от друга результаты в различных типах бокалов (разной формы и объема).

Однако, как вы понимаете, иметь дома хотя бы по паре приведенных в таблице бокалов даже для супер любителя вина — несомненно великая роскошь и огромная проблема.

Поэтому все мы конечно слегка оптимизируем нашу «бокальную коллекцию», как правило, до 2 — 3 типов бокалов для белого, 2 — 3 для красного, 2 — 3 для игристого, ну и конечно — нескольких разных вариантов для прочих типов вин.

Почему же происходит так, что в разных бокалах мы чувствуем все по-разному?

Обратимся, как это называется, к «физике процесса».

Любое вино при наполнении им какой-либо емкости начинает испаряться. Легкие («летучие») составляющие, в виде содержащихся в вине эфиров, альдегидов, летучих кислот и некоторых других соединений «радостно» устремляются вверх.

Спирты, содержащиеся в вине, а также имеющий место нагрев вина (от прохладного состояния до комнатной температуры) еще более активизирует этот процесс.

Именно все это, исходящее из «бокальной чаши», мы и воспринимаем как аромат вина.

Форма современных бокалов, особенно тех, что заужены кверху, призвана «аккумулировать» для нас ароматику.

В «правильных» бокалах любители могут распознать даже самые легкие и невесомые нюансы аромата, собранные (сконцентрированные) на выходе из так называемой «чаши» — стеклянной емкости в которой и содержится налитое вино.

3. Оптимальный вкус

Особенности расположения рецепторов на нашем языке также слегка, но влияют на восприятие тонов и нюансов вкуса.

На кончике языка находится зона, где сладость ощущается слегка сильнее, с боков — весомее чувствуются кислотные нотки, ближе к гортани — горькие оттенки вкуса.

Именно это и продиктовало использование бокалов с разным объемом, шириной «горла» бокала и его формой.

Если наше вино очень кислотное — то горлышко в бокале нам нужно иметь поуже, чтобы вино текло в гортань, по возможности минуя боковые и нижние зоны языка.

Таковы бокалы для игристых брютов и некоторых кислотных белых вин.

Если вино не очень кислотное, но довольно легкое и элегантное, то наоборот, отверстие чаши бокала может быть и пошире, чтобы вино разом попадало на все области языка и слизистой — для наиболее оптимальной оценки самых легких нюансов его вкуса.

Теперь продемонстрируем и разберем поподробнее самые востребованные варианты бокалов, которые должны быть в каждом доме любителя и ценителя вина.

4. Бокалы для игристого (шампанского)

Основных варианта три: «флейта», «креманка», «тюльпан».

Бокалы для игристого

«Флейта». Вытянутая форма бокала позволяет насладиться цветом и красивой игрой пузырьков (французы называют это «перляж»). Однако ароматика из такого бокала ощущается крайне бедно. Вкус — также не оптимально, однако высококислотные игристые из такого бокала пить немного приятнее, чем из прочих.

В «креманке» (помните — такой бокал протягивал Ди Каприо в «Великом Гетсби») игристое всегда будет казаться несколько кислее, чем в других бокалах, это связано с широкими краями и огромной чашей. Однако ароматика, наоборот — рассеивается и будет трудноуловима.

Оптимальным вариантом и компромиссом, будет использование для игристых (особенно для премиальных: сделанных традиционным методом и длительно выдержанных, а также — «миллезимных», выпущенных в самый удачные года (год урожая в этом случае «четко» указывается на этикетке)) бокала типа «тюльпан».

Вытянутая форма позволяет оценить красивый перляж, а загнутые и довольно широкие ближе к верху, края, дадут возможность насладиться прекрасным ароматом и вкусом.

Однако, зачастую сомелье и винные профессионалы, «жертвуя» наблюдением за перляжем, отдают предпочтение при оценке и употреблении игристых вин обычному бокалу для белого «тихого» вина среднего объема (300-450 мл), о котором мы расскажем ниже…

5. Бокалы для белых тихих вин

Белые тихие вина в большинстве своем имеют не очень мощную ароматику (за исключением некоторых вариантов вин из Совиньон Блана, Гевюрцтраминера, вин мускатной группы, выдержанного Шардоне и т.д.) — поэтому практически всегда для них используются бокалы с округлой чашей и зауженным верхом.

Бокалы для белых тихих вин

Объем таких бокалов колеблется от 300 до 500 мл. Про такие бокалы можно сказать, что они «классические» — с формой, напоминающей оливку.

Часто в них наливают не только белое, но и розовое и даже красное вино — на многочисленных винных фестивалях, салонах и выставках с круговыми дегустациями.

Последнее время в моду вошли бокалы с плоским дном, которые также хорошо передают ароматику и вкус, но выглядят, на мой суровый взгляд, слегка более элегантно.

Бокалы для белых тихих вин

6. Бокал для розовых тихих вин

Как такового, отдельного бокала для розовых тихих вин не существует. И обычно, для дегустации и для пития розовых вин все дружно используют классический бокал, аналогичных бокалу для вин белых, тихих.

7. Бокал для красных тихих вин

Красные тихие вина, по сравнению с белыми и розовыми, уже группа гораздо более обширная.

В ней очень много вариантов вин (а соответственно и идеальных бокалов для них), весомо различающихся друг от друга «тельностью» (она же плотность), танинностью (она же «терпкость» и «вяжущесть» — если можно так сказать), кислотностью, ароматикой, вкусом и послевкусием.

И поэтому, оптимальных бокалов для красного вина несколько.

Бокал для Бордо

Бокал для красных тихих вин

Вина Бордо, а также прочие среднетельные и полнотелые вина, обладающие довольно мощной ароматикой (сюда добавляем вина из Санджовезе (Кьянти), Темпранильо (Риохи и прочих испанских регионов), Гарначи и Кариньяна, Монастреля (он же Мурведр), Сиры (он же Шираз), Каберне Совиньон, Примитиво (он же Зинфандель), вин из ГСМ Роны (ассамбляж Гренаша, Сиры и Мурведра) и прочих схожих) — прекрасно раскрывается и пьется именно в бокалах подобной формы.

Бокал для Бургундских вин

Вино из Пино Нуара, будучи «королем» красных вин Бургундии, да в прочем, и всей Франции, обладает довольно легким и элегантным ароматов. И именно поэтому, вина для него должны наливаться и питься из бокалов с повышенной площадью соприкосновения стекла и вина. Невысокая кислотность и легкий аромат продиктовали создание именно такой «пузатой» версии бокальной чаши, но несомненно, с небольшим аккумулирование ароматики на выходе их нее.

Бокал для Бургундских вин

Помимо Пино Нуаров, в таких бокалах будут отлично себя «чувствовать» и восприниматься такие же легкие и ненасыщенные вина из Менсии, Нерелло Маскалезе, некоторых, сделанных в элегантном стиле вин из Неббиоло и Мерло.

8. Дегустационные бокалы

Специально, для дегустаций и более точного анализа всего многообразия нюансов вкусо-ароматики и прочих параметров вина — многие любители и профессионалы используют бокалы не только большого объема, но и более оригинальной формы, позволяющей «выжимать» из аромата и вкуса практически все. В этих бокалах отлично себя чувствуют как легкие, так и довольно весомые по своим параметрам красные тихие вина.

Формы таких бокалов следующие.

Дегустационные бокалы

Бокал с оригинальной формой «кокона» на последнем снимке, созданный компанией Chef&Sommelier из Франции по замыслу его создателей — должен несколько раз «сжимать и разряжать» ароматику вина так, чтобы чередовать волны легкие и концентрированные — для как можно более полного раскрытия самых тонких нюансов в винах.

9. Бокалы для крепленых (десертных, ликерных) вин

Такие бокалы имеют значительно более меньший объем, чем бокалы для обычных сухих и полусухих тихих вин.

Почему? Да потому что ароматика этих вин очень мощная, однако и содержание алкоголя (спиртов) — также довольно высокое. Поэтому специальные бокалы позволяют наслаждаться ароматикой и вкусом этого сорта вин, без «давления» паров алкоголя.

Портвейн и мадеру пьют из вот таких бокалов, со средним объемом в 150-250 мл.

Бокалы для крепленых вин

Херес часто подают в бокалах тюльпанообразной формы с укороченной ножкой. Объем таких бокалов обычно не превышает 150 мл.

Бокалы для крепленых вин

10. Использование, чистка и хранение бокалов для вина

Теперь я дам вам несколько советом по использованию, чистке и хранению ваших прекрасных «чаш» для вина и их использованию. Итак:

  1. Бокалы — не рюмки для водки, их не стоит охлаждать.
  2. Храните бокалы в закрываемом дверцей шкафу. Так пыль и посторонние сильные ароматы не попадут в чашу бокала. Так бокалы не будут случайно задеты и разбиты.
  3. Наполняйте бокал не более, чем на треть (а при дегустации — и того меньше), так вы оставляете большую часть бокала пустой — для наиболее полного раскрытия ароматики вина.
  4. Наливать бокал наполовину или больше, а также подливать вашему спутнику или другу вино в бокал, где оно еще не закончилось — дурной тон.
  5. Красные вина можно разлить по бокалам несколько заранее, они могут немного постоять. Причем чем более старое и выдержанное вино мы имеем — тем время «отдыха в бокале» может быть больше. Однако не забывайте и об оптимальной температуре, что первично.
  6. Держите бокал за ножку. Можно немного повращать вино в бокале перед тем, как вдохнуть ароматику, но лучше сначала потренироваться дома, прежде чем делать это в заведении или в гостях, если вы не очень умудрены в винах.
  7. Если есть возможность, при дегустации используйте один бокал для одного вина. Если возможности нет — руководствуйтесь правилом: вначале игристые, затем легкие белые, потом — более мощные белые, затем все то же самое в отношении розовых. После «розэ» — начинайте работать с красными винами. Крепленые вина идут после всех.
  8. Для оценки аромата — наклоните к себе бокал примерно на 45 градусов. И слегка «погрузите» в него кончик носа, причем лучше не в середину, а чуть ближе к нижнему краю (идеально — в первой трети диаметра горлышка бокала).
  9. Не забывайте — рот и нос связаны носоглоткой. И если при дегустации вы вначале глотнули вина из бокала, то восприниматься ароматика будет уже сложнее (она покажется вам легче и с меньшим количеством нюансов). Поэтому, если хотите полно и глубоко оценить ароматику, вначале несколько раз, через перерывы, втяните носом и оцените все нюансы из бокала. Только все поняв в аромате — делайте глоток.
  10. Даже в белых винах есть т.н. «красящие» частички (не говоря уже о красных винах с их танинами) — поэтому несмотря на споласкивание бокалов водой, со временем, бокал начнет мутнеть, темнеть и окрашиваться в буроватый или желтоватый цвет. Время от времени оценивайте прозрачность бокалов, глядя через стекло на свет. Если бокалы загрязнились — помойте их внутри и снаружи специальным ершиком на ручке и питьевой содой с капелькой воды. Переверните и поставьте бокал на сушку на 10-20 минут. Потом — аккуратно протрите изнутри и снаружи сухой белой салфеткой или безворсовым полотенцем — чтобы на стенках не осталось следов от высохших капель воды.
  11. Вы конечно спросите меня про мойку бокалов в посудомоечной машине. Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что в таблетках и специальных порошках содержатся довольно мощные химические реагенты, которые со временем — наносят вред даже стеклу. Плюс — перепады температур между мойкой «почти кипятком» и сушкой (вытаскиванием в комнатную температуру). Плюс — даже при аккуратной укладке посуды бывают случаи, когда под напором воду кружки, тарелки или ножи «путешествуют» в процессе мойки, падают набок. И бокал может быть теоретически разбит. Как и везде, в любом деле есть две стороны. Вот и я сделал бы так: недорогие толстостенные бокалы индустриального производства — мыл бы без особого риска. А вот если ваши бокалы — премиальные, из очень тонкого стекла и ручной работы — то пожалуй я мыл бы из очень аккуратно и — вручную.

Использование, чистка и хранение бокалов для вина

  1. Ну и конечно, старайтесь не оставлять ваши дорогущие бокалы в рискованных местах, особенно там, где есть маленькие дети и домашние животные. Думаю кошаки и собаки разбивают примерно половину, из навсегда потерянных для любителя вина, бокалов.

11. Топ-10 брендов производителей винных бокалов на российском рынке

Ниже я располагаю, для вашего внимания, самые уважаемые и популярные у ценителей вина и профессионалов винного рынка, бокальные бренды.

Размещаю я их в алфавитном порядке, чтобы не «выгораживать» кого-то. В принципе — здесь у каждого из приведенных мной производителей есть свои сильные и уникальные стороны. Какой бренд (а может и парочку) выбрать для оснащения вашего винного бара — решайте сами!

  • Chef&Sommelier
  • Govino
  • Italesse
  • Libbey
  • Riedel
  • Schott Zweisel
  • Spiegelau
  • Stolzle
  • Tognana
  • Zalto

Надеюсь вам понравилась моя статья и вы узнали для себя много нового.

Заходите на мой блог, читайте информацию, ищите в базе вина и оценки по ним, ну и конечно —

Пейте хорошие вина!

Ваш Гарри Глотов — винный эксперт и блогер

Также вас может заинтересовать статья: Правильная дегустация