Выбираем правильный бокал для вина
Содержание статьи:
- История винных бокалов
- Оптимальная ароматика
- Оптимальный вкус
- Бокалы для игристого
- Бокалы для белых тихих вин
- Бокалы для розовых вин
- Бокалы для красных вин
- Дегустационные бокалы
- Бокалы для крепленых (десертных, ликерных) вин
- Использование, чистка и хранение бокалов для вина
- Топ-10 брендов производителей винных бокалов на российском рынке
1. Капелька истории
Какова была первая емкость для вина?
Точно утверждать конечно невозможно, однако с большой долей уверенности можно сказать, что выбор будет из двух вариантов: либо это емкость из подручных материалов (например, из засушенных тыкв или выскобленного дерева) либо (у тех же, кто побогаче) -из полого рога от давно одомашненных к тому времени животных: тура, быка или барана.
Столетия мелькали как калейдоскоп, рог сменили скифосы и краторы, затем средневековые кубки и братины, и даже такие причудливые варианты как Мастос (получивший свое название благодаря форме, напоминающей женскую грудь).
Форма Мастоса была такова, что его было невозможно поставить на стол, не допив налитое вино — так же как и при использовании рогов животных.
В начале 1800-х годов в Англии изобрели способ сделать стеклянные изделия (в том числе и сосуды для пития вина) довольно недорогими и самое главное — гораздо менее хрупкими.
И дело пошло.
С началом века 19-го появляется «Его Величество — Бокал», практически доступный всем (от французского «bocal», что значит «банка»). Одиночные экземпляры стеклянных бокалов, правда на очень короткой ножке, конечно были и до него (стекло в средние века делали уже довольно сносно, особенно в Венеции (см. «Мурановское стекло»)). Однако стоимость таких винных емкостей реально «кусалась».
Итак, с 19-го века ножка бокала стала расти — от 1,5-2 до 8 и более сантиметров, бокал стал похож на те варианты, которые мы можем встретить в магазинах.
Удлиненной ножки требовали не только правила эстетики (люди держали бокал за ножку и не «лапали» саму чашу с вином, что было эстетически очень ценно), но и правила подачи вин нужной температуры (при удержании бокала с вином «за чашу», вино быстро нагревалось до ненужной никому температуры тела).
В веке же 19-м, дегустаторы вин и сомелье решительно начали настаивать на использовании уже специфических форм у бокалов, в зависимости от типа вин.
Все чаще и чаще бокалы делались просто из прозрачного стекла, ибо наблюдать как вино играет на свету, за переливами его прекрасного цвета (особенно розовых вин) — стало очень эстетично.
В настоящее время, бокалы из толстого, замутненного или цветного стекла для подачи вин (не говоря уже оп ластиковых и полностью металлических бокалах) — стали просто моветоном.
2. Оптимальная ароматика
Профессиональные сомелье и винные эксперты всего мира признали — одно и то же вино в процессе оценки его аромата показывает довольно отличающиеся друг от друга результаты в различных типах бокалов (разной формы и объема).
Однако, как вы понимаете, иметь дома хотя бы по паре приведенных в таблице бокалов даже для супер любителя вина — несомненно великая роскошь и огромная проблема.
Поэтому все мы конечно слегка оптимизируем нашу «бокальную коллекцию», как правило, до 2 — 3 типов бокалов для белого, 2 — 3 для красного, 2 — 3 для игристого, ну и конечно — нескольких разных вариантов для прочих типов вин.
Почему же происходит так, что в разных бокалах мы чувствуем все по-разному?
Обратимся, как это называется, к «физике процесса».
Любое вино при наполнении им какой-либо емкости начинает испаряться. Легкие («летучие») составляющие, в виде содержащихся в вине эфиров, альдегидов, летучих кислот и некоторых других соединений «радостно» устремляются вверх.
Спирты, содержащиеся в вине, а также имеющий место нагрев вина (от прохладного состояния до комнатной температуры) еще более активизирует этот процесс.
Именно все это, исходящее из «бокальной чаши», мы и воспринимаем как аромат вина.
Форма современных бокалов, особенно тех, что заужены кверху, призвана «аккумулировать» для нас ароматику.
В «правильных» бокалах любители могут распознать даже самые легкие и невесомые нюансы аромата, собранные (сконцентрированные) на выходе из так называемой «чаши» — стеклянной емкости в которой и содержится налитое вино.
3. Оптимальный вкус
Особенности расположения рецепторов на нашем языке также слегка, но влияют на восприятие тонов и нюансов вкуса.
На кончике языка находится зона, где сладость ощущается слегка сильнее, с боков — весомее чувствуются кислотные нотки, ближе к гортани — горькие оттенки вкуса.
Именно это и продиктовало использование бокалов с разным объемом, шириной «горла» бокала и его формой.
Если наше вино очень кислотное — то горлышко в бокале нам нужно иметь поуже, чтобы вино текло в гортань, по возможности минуя боковые и нижние зоны языка.
Таковы бокалы для игристых брютов и некоторых кислотных белых вин.
Если вино не очень кислотное, но довольно легкое и элегантное, то наоборот, отверстие чаши бокала может быть и пошире, чтобы вино разом попадало на все области языка и слизистой — для наиболее оптимальной оценки самых легких нюансов его вкуса.
Теперь продемонстрируем и разберем поподробнее самые востребованные варианты бокалов, которые должны быть в каждом доме любителя и ценителя вина.
4. Бокалы для игристого (шампанского)
Основных варианта три: «флейта», «креманка», «тюльпан».
«Флейта». Вытянутая форма бокала позволяет насладиться цветом и красивой игрой пузырьков (французы называют это «перляж»). Однако ароматика из такого бокала ощущается крайне бедно. Вкус — также не оптимально, однако высококислотные игристые из такого бокала пить немного приятнее, чем из прочих.
В «креманке» (помните — такой бокал протягивал Ди Каприо в «Великом Гетсби») игристое всегда будет казаться несколько кислее, чем в других бокалах, это связано с широкими краями и огромной чашей. Однако ароматика, наоборот — рассеивается и будет трудноуловима.
Оптимальным вариантом и компромиссом, будет использование для игристых (особенно для премиальных: сделанных традиционным методом и длительно выдержанных, а также — «миллезимных», выпущенных в самый удачные года (год урожая в этом случае «четко» указывается на этикетке)) бокала типа «тюльпан».
Вытянутая форма позволяет оценить красивый перляж, а загнутые и довольно широкие ближе к верху, края, дадут возможность насладиться прекрасным ароматом и вкусом.
Однако, зачастую сомелье и винные профессионалы, «жертвуя» наблюдением за перляжем, отдают предпочтение при оценке и употреблении игристых вин обычному бокалу для белого «тихого» вина среднего объема (300-450 мл), о котором мы расскажем ниже…
5. Бокалы для белых тихих вин
Белые тихие вина в большинстве своем имеют не очень мощную ароматику (за исключением некоторых вариантов вин из Совиньон Блана, Гевюрцтраминера, вин мускатной группы, выдержанного Шардоне и т.д.) — поэтому практически всегда для них используются бокалы с округлой чашей и зауженным верхом.
Объем таких бокалов колеблется от 300 до 500 мл. Про такие бокалы можно сказать, что они «классические» — с формой, напоминающей оливку.
Часто в них наливают не только белое, но и розовое и даже красное вино — на многочисленных винных фестивалях, салонах и выставках с круговыми дегустациями.
Последнее время в моду вошли бокалы с плоским дном, которые также хорошо передают ароматику и вкус, но выглядят, на мой суровый взгляд, слегка более элегантно.
6. Бокал для розовых тихих вин
Как такового, отдельного бокала для розовых тихих вин не существует. И обычно, для дегустации и для пития розовых вин все дружно используют классический бокал, аналогичных бокалу для вин белых, тихих.
7. Бокал для красных тихих вин
Красные тихие вина, по сравнению с белыми и розовыми, уже группа гораздо более обширная.
В ней очень много вариантов вин (а соответственно и идеальных бокалов для них), весомо различающихся друг от друга «тельностью» (она же плотность), танинностью (она же «терпкость» и «вяжущесть» — если можно так сказать), кислотностью, ароматикой, вкусом и послевкусием.
И поэтому, оптимальных бокалов для красного вина несколько.
Бокал для Бордо
Вина Бордо, а также прочие среднетельные и полнотелые вина, обладающие довольно мощной ароматикой (сюда добавляем вина из Санджовезе (Кьянти), Темпранильо (Риохи и прочих испанских регионов), Гарначи и Кариньяна, Монастреля (он же Мурведр), Сиры (он же Шираз), Каберне Совиньон, Примитиво (он же Зинфандель), вин из ГСМ Роны (ассамбляж Гренаша, Сиры и Мурведра) и прочих схожих) — прекрасно раскрывается и пьется именно в бокалах подобной формы.
Бокал для Бургундских вин
Вино из Пино Нуара, будучи «королем» красных вин Бургундии, да в прочем, и всей Франции, обладает довольно легким и элегантным ароматов. И именно поэтому, вина для него должны наливаться и питься из бокалов с повышенной площадью соприкосновения стекла и вина. Невысокая кислотность и легкий аромат продиктовали создание именно такой «пузатой» версии бокальной чаши, но несомненно, с небольшим аккумулирование ароматики на выходе их нее.
Помимо Пино Нуаров, в таких бокалах будут отлично себя «чувствовать» и восприниматься такие же легкие и ненасыщенные вина из Менсии, Нерелло Маскалезе, некоторых, сделанных в элегантном стиле вин из Неббиоло и Мерло.
8. Дегустационные бокалы
Специально, для дегустаций и более точного анализа всего многообразия нюансов вкусо-ароматики и прочих параметров вина — многие любители и профессионалы используют бокалы не только большого объема, но и более оригинальной формы, позволяющей «выжимать» из аромата и вкуса практически все. В этих бокалах отлично себя чувствуют как легкие, так и довольно весомые по своим параметрам красные тихие вина.
Формы таких бокалов следующие.
Бокал с оригинальной формой «кокона» на последнем снимке, созданный компанией Chef&Sommelier из Франции по замыслу его создателей — должен несколько раз «сжимать и разряжать» ароматику вина так, чтобы чередовать волны легкие и концентрированные — для как можно более полного раскрытия самых тонких нюансов в винах.
9. Бокалы для крепленых (десертных, ликерных) вин
Такие бокалы имеют значительно более меньший объем, чем бокалы для обычных сухих и полусухих тихих вин.
Почему? Да потому что ароматика этих вин очень мощная, однако и содержание алкоголя (спиртов) — также довольно высокое. Поэтому специальные бокалы позволяют наслаждаться ароматикой и вкусом этого сорта вин, без «давления» паров алкоголя.
Портвейн и мадеру пьют из вот таких бокалов, со средним объемом в 150-250 мл.
Херес часто подают в бокалах тюльпанообразной формы с укороченной ножкой. Объем таких бокалов обычно не превышает 150 мл.
10. Использование, чистка и хранение бокалов для вина
Теперь я дам вам несколько советом по использованию, чистке и хранению ваших прекрасных «чаш» для вина и их использованию. Итак:
- Бокалы — не рюмки для водки, их не стоит охлаждать.
- Храните бокалы в закрываемом дверцей шкафу. Так пыль и посторонние сильные ароматы не попадут в чашу бокала. Так бокалы не будут случайно задеты и разбиты.
- Наполняйте бокал не более, чем на треть (а при дегустации — и того меньше), так вы оставляете большую часть бокала пустой — для наиболее полного раскрытия ароматики вина.
- Наливать бокал наполовину или больше, а также подливать вашему спутнику или другу вино в бокал, где оно еще не закончилось — дурной тон.
- Красные вина можно разлить по бокалам несколько заранее, они могут немного постоять. Причем чем более старое и выдержанное вино мы имеем — тем время «отдыха в бокале» может быть больше. Однако не забывайте и об оптимальной температуре, что первично.
- Держите бокал за ножку. Можно немного повращать вино в бокале перед тем, как вдохнуть ароматику, но лучше сначала потренироваться дома, прежде чем делать это в заведении или в гостях, если вы не очень умудрены в винах.
- Если есть возможность, при дегустации используйте один бокал для одного вина. Если возможности нет — руководствуйтесь правилом: вначале игристые, затем легкие белые, потом — более мощные белые, затем все то же самое в отношении розовых. После «розэ» — начинайте работать с красными винами. Крепленые вина идут после всех.
- Для оценки аромата — наклоните к себе бокал примерно на 45 градусов. И слегка «погрузите» в него кончик носа, причем лучше не в середину, а чуть ближе к нижнему краю (идеально — в первой трети диаметра горлышка бокала).
- Не забывайте — рот и нос связаны носоглоткой. И если при дегустации вы вначале глотнули вина из бокала, то восприниматься ароматика будет уже сложнее (она покажется вам легче и с меньшим количеством нюансов). Поэтому, если хотите полно и глубоко оценить ароматику, вначале несколько раз, через перерывы, втяните носом и оцените все нюансы из бокала. Только все поняв в аромате — делайте глоток.
- Даже в белых винах есть т.н. «красящие» частички (не говоря уже о красных винах с их танинами) — поэтому несмотря на споласкивание бокалов водой, со временем, бокал начнет мутнеть, темнеть и окрашиваться в буроватый или желтоватый цвет. Время от времени оценивайте прозрачность бокалов, глядя через стекло на свет. Если бокалы загрязнились — помойте их внутри и снаружи специальным ершиком на ручке и питьевой содой с капелькой воды. Переверните и поставьте бокал на сушку на 10-20 минут. Потом — аккуратно протрите изнутри и снаружи сухой белой салфеткой или безворсовым полотенцем — чтобы на стенках не осталось следов от высохших капель воды.
- Вы конечно спросите меня про мойку бокалов в посудомоечной машине. Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что в таблетках и специальных порошках содержатся довольно мощные химические реагенты, которые со временем — наносят вред даже стеклу. Плюс — перепады температур между мойкой «почти кипятком» и сушкой (вытаскиванием в комнатную температуру). Плюс — даже при аккуратной укладке посуды бывают случаи, когда под напором воду кружки, тарелки или ножи «путешествуют» в процессе мойки, падают набок. И бокал может быть теоретически разбит. Как и везде, в любом деле есть две стороны. Вот и я сделал бы так: недорогие толстостенные бокалы индустриального производства — мыл бы без особого риска. А вот если ваши бокалы — премиальные, из очень тонкого стекла и ручной работы — то пожалуй я мыл бы из очень аккуратно и — вручную.
- Ну и конечно, старайтесь не оставлять ваши дорогущие бокалы в рискованных местах, особенно там, где есть маленькие дети и домашние животные. Думаю кошаки и собаки разбивают примерно половину, из навсегда потерянных для любителя вина, бокалов.
11. Топ-10 брендов производителей винных бокалов на российском рынке
Ниже я располагаю, для вашего внимания, самые уважаемые и популярные у ценителей вина и профессионалов винного рынка, бокальные бренды.
Размещаю я их в алфавитном порядке, чтобы не «выгораживать» кого-то. В принципе — здесь у каждого из приведенных мной производителей есть свои сильные и уникальные стороны. Какой бренд (а может и парочку) выбрать для оснащения вашего винного бара — решайте сами!
- Chef&Sommelier
- Govino
- Italesse
- Libbey
- Riedel
- Schott Zweisel
- Spiegelau
- Stolzle
- Tognana
- Zalto
Надеюсь вам понравилась моя статья и вы узнали для себя много нового.
Заходите на мой блог, читайте информацию, ищите в базе вина и оценки по ним, ну и конечно —
Пейте хорошие вина!
Ваш Гарри Глотов — винный эксперт и блогер
Также вас может заинтересовать статья: Правильная дегустация