Винные тренды и прогнозы на 2025-й год

Винные тренды и прогнозы на 2025-й год

Вот практически и пролетели новогодние и рождественские каникулы. Надеюсь, друзья мои, вы хорошо отдохнули, набрались позитивных впечатлений и попробовали отличные напитки! Я практически ничего не делал по нашей с вами винной теме, хотя сдерживался от каких-то дел в этом направлении (дегустаций и записывания вин) с большим трудом.

Даже посетил (благодаря моим хорошим друзьям) Русский музей и до гула в ногах наигрался в бильярд. Так что всё, пора переходить к полезной и важной деятельности.

И первой статьей нового года будет конечно небольшое, но по мне — довольно важное изложение некоторых винных трендов (как общемировых, так и российских).

Взглянуть на винным мир глобально, как говорится «с высоты птичьего полета».

Итак, ниже я изложу свое видение того, что нас в большей или меньшей степени ждет в новом винном 2025-м году:

 

Весь мир

Цены на вина растут и будут расти

Увы, с приходом новых технологий и падением спроса на вина от молодого поколения (виноторговые организации бьют по этому поводу тревогу и пытаются любыми способами заинтересовать винами молодежь) — цены на вино, даже и бюджетном сегменте не поползли вниз. Да и остаться на текущем уровне они не в силах — экономики многих стран в кризисе, сырье и оплата труда — дорожают, сюда же вмешивается инфляция (даже в прежде стабильных странах), а также слабые (но набирающие силу) попытки ряда стран разрушить «глобалистские» связи, которые слегка удешевляли стоимость бутылки вина.

 

Технологии вам в помощь!

Прогнозирую все больший процент качественных, питких, сортовых, добротно сделанных вин как в бюджетном ценовом сегменте, так и на уровне — «ниже-среднего». Доступность информации и современного оборудования позволяет производить более «приличные» вина даже новичкам, а также винодельням, работающим в сложных, климатически-рискованных, регионах.

 

Невыносимая легкость бытия

Тренд на легкие, элегантные, но вместе с тем, отлично сделанные красные вина продолжится.

Может быть это происходит в погоне за элегантными (но прилично дорогими) бургундскими Пино Нуарами, сицилийскими Нерелло Маскалезе и пьемонтскими винами из Неббиоло, которые нравятся абсолютно всем «продвинутым» винолюбам. Вероятно из-за этого виноделы по всему миру (особенно молодые) увеличивают свои усилия по производству именно питких, элегантных и отлично сбалансированных вин. Вторая возможная причина — все ускоряющийся ход жизни, событий и информации, который требует легкости, быстроты и гибкости, что не дает возможности долго «засиживаться» над бокалом брутального, густого и «томного» вина и раскладывать «на атомы» его многоплановые нюансы вкуса и ароматики. Ибо для осмысления и наслаждения подобными вариантами вин требуется время.

К тому же, человечество еще и стремительно молодеет (теперь даже в 50 лет — человек все еще считается «молодым») — поэтому многие и предпочитают более легкие и менее алкогольные варианты вин.

 

Назад в будущее!

Виноделы и энологи многих винодельческих стран находят и (что называется «вытаскивают из сундуков») возрождают многие, практически угасавшие сорта винограда, давая им вторую жизнь. В Испании, среди заброшенных и старых виноградников нашли и возродили сорта, считавшиеся потерянными, такие как Гарро, Монеу, Квероль и пр. В Италии нашли и начали рассаживать сорта Дорона ди Венециа (в Венето), Вердеа (Эмилия-Романия), Ночера (Сицилия). Ну и так далее. Подобные факты известны и в нашей стране.

Некоторые (особенно приверженцы органики и биодинамики) все глубже всматриваются в дедовские методы работы с лозой и винопроизводством, чтобы сделать вина максимально соответствующими истинным особенностям сорта и территории. Возвращают ручной труд, «лошадиную тягу», природные консерванты и гравитационное виноделие.

 

Снижаем градус. До нуля?

Несмотря на потепление в большинстве винодельческих областей (что автоматически приводит к большему накоплению сахара, и, как следствие, к большему содержанию алкоголя) многие виноделы стремятся снизить уровень алкоголя в своих винах.

Ибо легкие вина лучше пьются и быстрее выпиваются, что не может не радовать производителя и продавца.

Плюс, такая сфера виноделия, как производство безалкогольного вина, показывает небывалый подъем. Многим хочется получать вкус, аромат и пользу виноградного вина без соответствующего процессу пития, опьянения. Особенно они популярны у людей, проповедующих и придерживающихся ЗОЖ.

И хотя, в 95% случаев, безалкогольные вина и по аромату и по вкусу заметно отличаются от своих алко-братьев (увы, не в лучшую сторону), общий ассортимент и уровень «похожести» безалкогольного вина подрастает год от года.

 

«М*дянка» или «Вода жизни»?

Прошло уже приличное время с момента начала массовой продажи органических и биодинамических вин. И в последние 3-5 лет в России мы наблюдали поистине взрывной характер повышения интереса и спроса на эти варианты.

Отказ от «химии» в виноградарстве, органические и биодинамические методы в сборе, переработке винограда и производстве вина сулили подобным винам довольно яркое и прекрасное будущее. Лозунги «без химии и консервантов» и «натуральный дар природы» сулили потребителям этих вин чуть ли не продление жизни при всех прочих достоинствах потребления отличного вина.

Однако потребитель не стал «валом валить» за ними в магазины, ибо их внешний вид,  вкусоароматика, а также более высокая цена, по сравнению с похожими вариантами обычных вин, стали неким весомым барьером для массовых покупок.

Обнаружилось, что мутность вина с осадком, а иногда даже с какими-то хлопьями в бутылке — не сильно романтична, а вкусоароматика с нотами скотного двора, навоза (или даже чего похуже), маринада и брожения (именно из за таких тонов такие вина стали в просторечии называться любителями, уж простите — «мудянкой»), тона «потной лошади», преловатого сена, дрожжей, цветочно-лакокрасочной «летучки», которые то и дело попадались винолюбам в бокалах — не создавали чувства притяжения и сильного желания.

Но несмотря на то, что вроде бы, после первого знакомства рынок органики и биодинамики должен был бы получить «откат» в интересе и оборотах, продажа и ассортимент этих вин не только остались на предыдущем уровне, но и слегка увеличились.

Это, по моему мнению, определяется следующими причинами: во-первых — количество интересующихся вином вообще в России людей растет и они пробуют эти вина — новые и необычные для себя. Во-вторых, производители органического вина не «пускаются во все тяжкие», а часто внедряют органические подходы довольно аккуратно и постепенно, что (особенно на примере Бургундии и Бордо) — дает практически незаметную разницу в сравнении старых и новых вариантов вин. Ну а в-третьих, запрос на ЗОЖ в обществе продолжается и даже слегка растет, хотя уже и не с такими жесткими лозунгами, как раньше. Поэтому люди и ищут вина без химии и консервантов.

Думаю, что в течении года-двух-трех мы получим «отстой осадка» в ситуации с этой категорией вин. Спрос со стороны определенной группы винолюбов к винам с характЕрными нюансами «устаканится» и они займут свою собственную определенную и небольшую нишу со стабильным оборотом.

 

Прощай и ничего не говори

Так пелось в одной старой, но известной советской песне. Этими же словами можно охарактеризовать процесс, который все сильнее начинает происходить в Старом Свете.

Зайду издалека.

Десятки лет у многих виноделов (особенно молодых) было сильное желание попасть в известные винодельческие субзоны (и соответственно, получить имя зоны и квалификацию на этикетки своих вин). Это было отнюдь непросто. Пусть даже твоя винодельня находится в желаемой субзоне, для принятия в ее «официальные» ряды нужно было соблюдать все (подчас довольно жесткие) правила субзоны — и по объему сбора винограда с гектара, и по используемым сортам винограда, и по его зрелости, и по иным, установленным для этого региона правилам.
Однако опыт Sassicaia (Сассикайя — знаменитое супертосканское вино) показал, что даже без получения классификации в своей субзоне, можно делать великие вина. И потом, возможно специально для тебя, даже создадут отдельную субзону. 8))

В итоге, в последние года стал наблюдаться не только вышеопичсанный, но и обратный процесс. Многие креативные виноделы стали «выходить» из своих субзон (при том, что виноградники и винодельня конечно остались внутри неё), чтобы не быть связанными никакими правилами, а создавая вина в своем, особенном стиле. «Винное рабство» стало для некоторых раздражающим и ограничивающим полет их способностей и фантазии, фактором. И тут можно практически все: брать любые сорта, везти виноград откуда угодно, не смотреть на урожайность и пр.
Так что прощание завоеванной большими усилиями классификацией — уже не единичный факт.

Уверен, нас ждет парад вин (к примеру, из Тосканы), где будет только название сорта, винодельни и «Сделано в Италии» на этикетке, без принадлежности к какому-либо субрегиону или аппеласьону.

P.S. Для информации, могу также рассказать моим уважаемым читателям еще об одном явлении, связанном с выходом из классификации и своей субзоны (аппеласьона). Это, наоборот, т.н. «повышение стандартов». Так, к примеру, ряд виноделов, недовольных тем, что правила классификации в субзоне хоть и жесткие, но жесткие недостаточно. И поэтому (опять же по мнению этой недовольной «кучки») в зону «набилось» множество производителей, что слегка снижает общее качество вин и дискредитирует саму зону и вино из данной зоны. Примером может служить выход из классификации Cava и создание собственной (под названием Corpinnat) группы из 13-ти довольно известных виноделен, производящих игристое в Каталонии. Среди них такие «монстры», как Gramona, Ricoredo и другие.

 

Загадочная Азия

Будет потихонечку пробираться на наши прилавки и в винные карты ресторанов. В первую очередь это конечно касается Китая.

Знали ли вы, что по площади виноградников Китай находятся на третьем месте в мире (после Испании и Франции), наступая уже на пятки последней.

И вот, я, с небольшим удивлением и малюсенькой радостью увидел стенд с винами КНР на 3-ем винодельческом форуме в Москве в ноябре 2024 года. Китайские вина конечно имеют свою специфику, однако некоторые образцы были очень интересны. Теперь дело за импортерами. Ну и цены хотелось бы конечно иметь на них не сильно высокими… 8)

И никого, кстати, уже не удивляет игристое саке из Японии, причем — довольно занимательное. А скажи об этом кому-то лет 5 назад…

 

Вкалывают роботы, счастлив человек!

В будущем году мы наверняка увидим больше примеров, когда в выращивание винограда и в производство вина интегрируется все больше робототехники и искусственного интеллекта.

Примером могут служить большое количество виноделен, где уже сегодня контроль созревания ведется роботами (как наземными, так и летающими (дронами)). Дроны также осуществляют обработку виноградников спецсредствами по заданной программе, есть производящие вино линии, на которых нет людей и т.д. А некоторые компании (как в России, так и в других странах) так вообще доверили создание ассамбляжей для вина, формы бутылки и даже дизайн этикетки искусственному интеллекту, например популярному ныне ChatGPT.

Так что да — этот мир непрост: кто-то переходит на ручной сбор и копается в прадедушкиных записях, а кто-то уже одной ногой в процессе производства «марсианского нектара» (это я так про вино будущего).

 

Винные тренды применительно к России

Франция, Италия — ничего. Россия — Всё!

Конечно этой фразой я нисколько не хочу унизить виноделов этих стран и уровень их вин. А пишу ее лишь лишь в контексте наличия огромных (и все возрастающих) возможностей винолюбов России по поиску, покупке и употребления самых разнообразнейших вин со всех уголков «винного» мира.

Прогуляться часик от дома и купить французские: Сотерн, игристую Шампань, премиальное Бордо и Бургундский Пино Нуар, немецкий Рислинг Ауслезе и Зекты, итальянское Бароло и Амароне, испанскую Каву и солоноватый Альбариньо, венгерский Токай, сербский Прокупац, кипрский Маратефтико, американский Зинфандель, аргентинский Торронтес и чилийский Паис — россияне могут себе позволить крайне легко и непринужденно!

У множества любителей вина в западных странах, увы, такой возможности просто нет.

Те винолюбы, кто был во Франции, Италии или Германии (особенно в первый раз) весьма сильно удивлялись прямо-таки засилью «родной» винопродукции на полках винотек и винных отделов супермаркетов и магазинов. Примерно 80-85% бутылок на их полках были сугубо местного производства. А если переместиться в небольшие города и селения этих стран, то доля «своего» вообще вплотную подходила к цифре в 99%.

Поэтому я совершенно серьезно считаю, что мне и моим соотечественникам в России очень повезло, ведь к исторически сложившейся системе поставок вин из Италии, Франции, Германии и Испании, в последние 10-12 лет стали массово добавляться вина из большого количества других стран, в том числе и таких «экзотических» для нашего вино-потребителя как Китай, Бразилия, Хорватия и Канада. И все это можно без труда найти, заказать и налить в свой бокал. Причем не через месяц или два, а практически в возникновения желания!

И уверен — этот ассортимент и скорость выбора и покупки будут у нас и дальше расти.

 

Винное образование и винная культура в России

Будет и дальше «цвести и пахнуть», расширяя свои объемы. Множество винных школ и курсов ежемесячно и ежегодно «выдают на гора» тысячи и тысячи винных специалистов, которые повышают свой винный уровень и несут винную культуру и знания в массы. Сотни профессиональных винных экспертов и сомелье ведут собственные дегустации, «подковывая» десятки и сотни тысяч винных потребителей. И это очень хорошо. Ведь вино это такой же продукт, как и прочие, главное понимать — когда, с чем и сколько его употреблять. И при условии качественных напитков и пития в меру, вино может стать еще одним удовольствием в нашей не очень простой жизни. Приятно также видеть, как обычные гости ресторанов и баров аргументированно и серьезно обсуждают с местным сомелье заказ и особенности какого-либо вина.

 

Больше Родины!

Российские вина — как вследствие законотворчества, так и благодаря свей достойной вкусоароматике, а также довольно резонным (правда не всегда) ценам, будут сильнее теснить импорт (или просто заметно увеличивать ассортимент) в винных картах кафе и ресторанов.

Помимо российских вин из уже известным всем международных сортов, в меню ресторанов появится больше наших вин и из автохтонных и селекционных сортов. Красностоп Золотовский, Цимлянский Черный, Голубок, Бастардо Магарачский, Сибирьковый и прочие, будут все чаще встречаться в винных картах заведений питания.

 

Белых и игристых, пожалуйста… Да побольше!

Как написал в своем винном альманахе за 2024-й год Артур Саркисян (пожалуй, одна из самых «весомых» фигур в российской винной индустрии) — в России в последний год-два произошел «фурор белых». Очень многие российские виноделы выпустили массу новых белых вин из различных сортов и с очень хорошим качеством (а красные мы и так очень прилично делали и делаем). 8)

Примечательно, что как раз к этому моменту, многие россияне осознали, что им стали все сильнее нравиться и белые, и игристые вина.

 

Прежде неизвестные регионы сильнее «расцветут»

Перво наперво, это касается регионов Дона (Воронеж, Ростов и пр.), Волги (Волгоград, Самара, Саратов), Республики Дагестан, Северной Осетии, Ставрополья, Приморского края. Все больше очень интересных вин отличного качества мы пробуем из Дагестана (ДВК), Волги (Гусев, Денисов), Дона (Ведерников, Арпачин).

В общем — следим, покупаем и дегустируем.

 

Держи меня, соломинка держи!

Прогнозирую продолжение и даже усиление государственной поддержки виноградарской и винодельческой отраслей в нашей стране. Вероятно виноделам могут увеличить субсидии, немного снизить проценты по займам, ввести новые виды компенсаций, ну и вероятно еще какие-то полезные «ништячки» для тех, кто растит виноград и делает вино. Также — было бы очень полезно принять давно назревший закон о возможности строительства туристических элементов (небольших гостиниц, ресторанчиков и пр.) на землях виноделен и виноградников (думаю это могла бы быть какая-то мизерная доля процента площади от площади всех угодий. Ну чтобы ушлые бизнесмены не застроили все виноградники многоэтажками и коттеджами).

 

Закон суров, но это — закон!

В наступившем году, уверен, произойдет законодательное закрепление какой-либо доли российских вин среди всего ассортимента вина как на магазинных полках (в супермаркетах, продуктовых розничных сетях, винотеках), так и в меню российских заведений питания.

Получить некую существенную и закрепленную законом квоту на представление вин России в российской же рознице — давняя мечта всех винопроизводителей России.

Виноделы конечно хотят 50% и 30% соответственно. Однако сколько им выделит законодатель, пока непонятно. Вероятно это будут более приближенные к «жизни» цифры — Минпромторг прорабатывает сейчас законопроект с уровнем в 20% и там и там. Я думаю, что в магазинах и в винной карте будет все же процентов 15.
Ибо несмотря на позитивное (и с этим я согласен) участие государства и помощь в развитии российского виноделия, импорт алкоголя приносит в казну очень приличные суммы от налогов, сборов и акцизов, а вот поступления от отечественной продукции пока еще не такие весомые.

 

Автоботы хтоны, вперед!

Использование российскими виноделами традиционных российских сортов или автохтонов (как аборигенных, так и селекционных) будет расти. Мы увидим больше вин из  Красностопа Золотовского, Цимлянского Черного, Голубка, Рубина, Плечистика, Бастардо Магарачского, Сибирькового, Кумшацкого, Мариновского и пр.

Причем, более высокие надежды среди красных сортов, по моему мнению, стоит возлагать именно на Цимлянский Черный. Несколько его реализаций нашими виноделами показали очень весомый диапазон и гибкость этого донского сорта. Через несколько лет, уверен, он сможет легко «подзадвинуть» Красностоп, сместив его с первого места красных автохтонов России.

 

По барам!

Прогнозирую также открытие новых и расширения старых сетей специализированных винных баров. Мест, где в заведение имеется минимум несколько сотен разных вин и минимум пара десятков побокальных позиций. Вкупе с профессиональным подбором закусок и блюд в меню, отлично сочетающихся со многими вариантами вин из ассортимента.

Нынешнее и будущее время идет под знаком поиска оптимальных гастро-пар, получения максимального уровня наслаждения от сочетания «еда-вино». Гедонизм «на максималках» будет весомой темой, связанной особенно с винами. Так что нас ждет больше подобных заведений, интересные винные карты, удивительные и вкусные блюда в меню и подкованный персонал.

Наценки на вино в подобных заведениях, по моим прикидкам, будут слегка снижаться вследствие повышения конкуренции между поставщиками алкоголя, которых в России уже несколько десятков.

Пожалуй, это были все основные тренды, которые я смог уловить как через анализ информации с салонов и дегустаций, так и из общения с коллегами и инфу из Интернета.

Также вас может заинтересовать статья: С чего начать знакомство с вином и как самостоятельно научиться разбираться в вине?