Летчик Иван Федоров — удивительная жизнь.
Человек-Легенда. Человек-Удача. Герой-летчик.
Родился в 1914 году в Харькове. В школе, как и многие сверстники — бредил полетами. Записался в кружок авиамоделизма. Потом, когда пошел работать на завод — мечтал о летной школе.
В 1932 г — командирован в школу пилотов при РККА. Начались полеты на планерах, бипланах, боевых самолетах.
1934 год — первое его участие как летчика в сталинском воздушном параде. Иван очень сильно интересовался различными типами самолетов — и перепробовал практически все модели военных самолетов — от маленьких истребителей до бомбардировщиков.
В группе из 12 летчиков в 1937 был отправлен в Испанию, где шла гражданская война — бороться с франкистами.
17 июня 1937 года он в составе группы на стареньком И-16 сбил первый самолет противника — «Савойю-79». Затем еще несколько. Среди сбитых машин — новейший по тем временам немецкий «Мессершмитт».
Один раз — попав под огонь своей зенитной артиллерии — он с окровавленным лицом и перебитым пальцем выбрался из падающего самолета и стал спускаться на парашюте. Как он вспоминал — даже опускаясь к земле — он хохотал, распугивая птиц — радуясь, что остался жив. Приземлившись — чудом выбрался к своим — ведь сел он на франкистской территории!
За время боев смелый летчик сбил 7 самолета врага. Он был награжден высшим орденом Испании — «Почетным знаком Мадрида», а испанские коллеги по летному делу прозвали его «диабло роха» — т.е. «красный дьявол».
После Испании Ивана перевели на новый «горящий» участок — Хасан и Халхин-Гол. Там он также отличился — сбил 4 японских самолета.
По представлению командования — Федоров уже должен был вот-вот получить Звезду Героя СССР, однако случай на банкете все испортил.
Иван ввязался в драку между офицерами, в которой участвовал человек в штатском. Когда тот выстрелил в одного из офицеров, Иван Федоров оттащил стрелявшего и попытался успокоить. Тогда гражданский начал направлять пистолет уже на Федорова. Не мешкая, ас быстро и сильно ударил угрожавшему в лицо. Тот рухнул. Это оказался сотрудник НКВД. Через несколько дней он скончался в больнице, не приходя в сознание. Федорову приостановили представление о награждении Звездой Героя за Испанию…
Вернувшись в Союз, он снова стал служить в летных частях РККА. В 1938 году, выведя свою эскадрилью на 1 место, получил должность командира полка в 59-й авиабригаде.
В 1940 году — переведен в Китай, в г. Урумчи — как руководитель летчиков-испытателей производимых там И-16.
Но время шло, в мире было неспокойно и руководство страны, понимая, что война может разразиться довольно скоро — пыталась выжать все что можно из военной экономики и людей.
Из воспоминаний самого ветерана (правда мы не сумели ни подтвердить ни опровергнуть этот поистине феноменальный случай):
«В самый канун войны — со мной произошел удивительный случай.
Согласно договоренностям между Гитлером и Сталиным — состоялся очередной совместный «обмен мнениями» и встреча между немецким и советским летным командованием, а также самыми титулованными летчиками.
Дело было в начале июня 41-го года в Германии. На аэродроме присутствовали Геринг и верхушка Люфтваффе.
Пилоты с обеих сторон осматривали новые самолеты друг друга, пробовали завести моторы и даже — взлететь на «чужих» машинах. Из советских летчиков был Степан Супрун и я.
Неподалеку от основной группы, стоял перспективный немецкий истребитель — «Хейнкель-100». Несмотря на некоторые недоработки, немцы решили похвастать им, хотя немецкие пилоты «побаивались» летать на этой «сыроватой» машине.
Воспользовавшись моментом, я забрался в кабину, запустил двигатель и вырулил на взлетную полосу. Все замерли — ведь взлет и демонстрация самолета не планировались, но он все же взмыл в воздух.
В течении нескольких минут я показал несколько фигуры высшего пилотажа, а под конец — выполнил знаменитую «бочку»!
Геринг был восхищен. Он спросил адъютанта — «-Кто этот немецкий летчик, что так виртуозно владеющий новой машиной? Он достоин награды!»
После того, как узнали, что это был я — советский летчик, и доложили об этом Герингу — он поморщился, но свое обещание сдержал. И на последующем за выступлениями банкете — вручил мне одну из немецких наград».
Через месяц, когда уже гремели бои Великой Отечественной, Федорова срочно направили в Китай — испытывать собираемые там истребители И-16.
В конце 1941 г. — возвращение в СССР, в город Горький — где он испытывал новые истребители ЛАГГ.
В один из испытательных полетов февраля 1942 г, Иван поворачивает свой самолет на Запад — и самовольно летит в сторону фронта.
Пока он летел в сторону фронта его обстреляла подмосковная зенитная оборона, за ним гнались 2 истребителя, поднятые по тревоге. Но все было тщетно, герой рвался в бой!
Когда горючее заканчивалось, Федоров увидел небольшой аэродром и заправку. Не думая долго, он приземлился прямо у машин с керосином. Залив полбака — увидел вызванную кем-то из дежурных группу охраны — она уже въезжала на поле к самолету.
Тогда Федоров вновь сел в истребитель, начал разбег и взмыл в небо.
Недалеко от линии фронта — он нашел прифронтовой аэродром и после внезапного приземления на нем, летчик был немедленно вызван в штаб, где по счастливому стечению обстоятельств находился командующий 3 воздушной армией Михаил Громов — знавший Федорова еще по Испании.
Иван честно все рассказал.
Пока шел разговор, посты доложили, что к аэродрому приближается немецкий разведчик-корректировщик «Хенкель-111». Федоров вопросительно посмотрел на Громова…
«-Давай Ваня!» — сказал командарм.
Дважды просить летчика не пришлось — он быстро вскочил в новый испытательный ЛАГГ-3 и взлетел. На глазах всего аэродрома Федоров сблизился с немцем и длинной точной очередью, словно пилой, срезал одно крыло у самолета противника.
Громов оставил Федорова на фронте и похлопотал за него.
За первые полтора месяца боев Федоров сбил несколько самолетов противника. Показателен его одиночный бой против группы из 24 немецких бомбардировщиков Ю-88, в котором он сбил 1 и повредил 2 самолета врага.
Затем встала задача использовать поднакопившихся к тому моменту летчиков-штрафников в боях. Ситуация на фронтах была очень тяжелая. Громов опросил всех — никто не хотел соглашаться руководить подобным подразделением.
Тогда на выручку командарму пришел доброволец — и это был Иван Еврграфович!
Контингент у него появился еще тот; одни сварили в котле повара, второй — выбросил из окна девушку, которая предпочла другого, третий — расстрелял сзади самолет своего ведомого за неоднократные отставания от группы в бою.
У Федорова было право расстреливать провинившихся без суда.
В первом же бою, «его» штрафники решили проверить своего комэска и оставили его самолет один на один с «Юнкерсами», которые шли на штурмовку.
Но Федоров был смельчаком и умным человеком. Крикнув — «Следите за моим последним боем!» — он бросился на десяток немецких самолетов. Немцы были в шоке! Разбив строй — Федоров начал сбивать немцев. Несколько штурмовиков врага были сбиты и повреждены.
Вернувшись на аэродром, он не стал никого наказывать, списав все на плохую связь.
С этого дня, вся эскадрилья стала уважать и подчиняться комэску, активно сбивая вражеские машины. Однако штрафникам — сбитые самолеты не засчитывались.
Очередной удивительный случай с Иваном Евграфовичем произошел у Ржева. Шестерка самолетов его эскадрильи получила приказ — круглосуточно прикрывать пехоту от налетов бомбардировщиков.
Однако — то ли низкая облачность, то ли неверные показания постов наблюдения — но самолеты в поиске не нашли и не сбили ни одного бомбардировщика немцев, а те, в свою очередь — как-то умудрились при плохой погоде точно сбросить свой смертоносный груз на советские подразделения. Разъяренный командир пехоты тут же сообщил командующему фронтом Коневу о том, что никакого прикрытия со стороны авиации не было!
Конев был в ярости, ведь Ржев был крайне важен для войск.
И приказал расстрелять шесть летчиков, дежуривших над участком. Громов позвонил Федорову и передал приказ. Федоров ответил:
«-Это мои лучшие пилоты. Никого расстреливать не собираюсь и никому не дам! С кем я тогда воевать буду?»
Громов перезвонил Коневу и сказал, что комэск утверждает, что пилоты невиновны и отказывается выполнять этот приказ.
Тогда Конев сел в машину и лично поехал на аэродром. Вынув пистолет, он пошел к штабу. На встречу ему вышел Федоров.
«-Вы командир эскадрильи?» — спросил Конев.
«-Да, я!» — ответил Иван.
Конев сорвал погоны с Федорова, прокричав — «Кто Ты такой, чтобы не выполнять приказы?».
«Я — Иван Федоров. Я летчик, защищающий Родину. И я считаю — что если пехота будет командовать авиацией — то мы никогда не победим в этой войне!».
Конев от неожиданности опустил пистолет, оглядел присутствующих и сказал: «-Ладно. Первый раз отменяю свой приказ. Сражайтесь. И считайте, что ничего не было».
В 1943 году, летом, в разгар Орловско-Курской операции, Федоров и его летчики встретились с немецкой эскадрильей «карточных» ассов. В одном из боев, Федоров с напарником приняли неравный бой с «Мессершмиттами» и сбили 2 из них.
В одном из сбитых самолетов была найдена сабля, которую фронтовик хранил до сих пор.
Еще через пару месяцев — новая невероятная история с участием Федорова.
Он заставил сесть на пашню немецкий двухмоторный «Мессершмитт». Расстреляв еще в воздухе немецкого заднего стрелка, Иван аккуратно посадил свой истребитель рядом с немецким самолетом. Выскочив из самолета, Федоров с пистолетом побежал в направлении «Мессершмитта». Из того также выскочил немецкий летчик и достав пистолет стал стрелять в сторону Ивана. Началась дуэль. Третья или четвертая пуля Федорова сразила фашиста.
«-Зачем же Ты это сделал? Зачем так рисковал?» — спросил его позже командир.
«-Да уж очень у немцев летный паек хороший. Жаль было оставлять» — ответил смелый летчик.
Действительно — в паек входил французский коньяк, шоколад, тушенка и много сигарет.
Всю войну прошел Иван Евграфович, встретив Победу в Восточной Пруссии.
Всего, за всю военную карьеру он сбил более 30-ти самолета врагов.
Но видимо дерзость и тот случай со случайной гибелью служащего НКВД наложили отпечаток и на карьеру и на награждения. За всю войну Федоров так и не получил Звезды Героя, хотя ее получали даже те, кто сбивал по 10-15 самолетов.
Федорова ни разу не сбивали немцы, зато его много раз подбивала собственная зенитная артиллерия — видимо дерзкая и маневренная техника полета Ивана сбивала с толку зенитные расчеты Красной армии — которые принимали его за немца.
В 1948 году, уже, будучи летчиком-испытателем — Федоров получил наконец свою Звезду Героя — это произошло после испытания ЛА-176, который первым достиг сверхзвуковой скорости.
На счету прославленного асса 27 рекордов на различных самолетах как летчика-испытателя.
К сожалению — Иван Евграфович умер в 2011 году.
Удивительный человек удивительной судьбы.