Экскурсия на винодельню «Абрау-Дюрсо»
Если вы, мои дорогие читатели, внимательно следили за моими недавними статьями, то наверняка прочли статью о поездке в поселок Абрау-Дюрсо на конгресс Союза виноградарей и виноделов России (сокращенно — СВВР).
Однако этот конгресс был пусть и главной, но не единственной целью моей поездки.
Вторым, по значимости, мероприятием было посещение старейшего винодельческого комплекса «Абрау-Дюрсо».
Зная, что комплекс находится примерно в километре от моей гостиницы, а первые экскурсии начинаются в 10 утра, я решил пойти туда часиков на 11, без спешки, прогулявшись пешком вдоль озера.
Надо сказать, что корпус винодельческого предприятия со стороны озера архитектурой напоминает довольно помпезный завод времен «сталинских пятилеток» и это по-своему приятно.
В противовес ему — левый торец здания оформлен уже в более современном стиле. Все стены увиты ползучим виноградом (ну а чем же еще?), который отлично «гнездится» на покрытии, сделанном из старых деревянных досок с отверстиями (ячейками). В этих ячейках когда-то,в подвалах винодельни, были вставлены бутылки игристого для длительной выдержки.
Таким же способом, при помощи старых пустых бутылок — на стене выложена огромная надпись «Абрау-Дюрсо».
Пройдя мимо всей этой «красоты», я оказался в современном фойе, где и купил билет. Начала экскурсии я стал ждать во внутреннем дворике с фонтанчиком и кадками, в которых кем-то были посажены лозы различных сортов винограда.
Там было миленько, небольшой фонтан с бронзовой обезьянкой в центре побрызгивал водой и навевал на неспешные моционы начала прошлого века на морских побережьях любой страны.
Между тем, оказалось, что обезьянка здесь не просто так — это статуя была скопирована с реальной обезьяны, жившей в доме князя Голицына. Хозяин научил ее ловко откупоривать бутылки с игристыми винами, что вызывало сумасшедший восторг у гостей Голицына и посетителей винодельни.
Группа наша была небольшой — всего 4 человека (сказался понедельник и поздняя осень) и ровно в 11 часов мы стартовали. Вначале, все посмотрели десятиминутный фильм об истории и основных вехах в становлении винодельни.
Затем наш путь пролегал в музей винодельни «Абрау-Дюрсо».
Надо сказать, что в музее было довольно интересно. Множество исторических предметов, среди которых были старинные инструменты для сбора винограда и производства вина, письма и приказы, дипломы, знамена и награды, бутылки всевозможной формы, коллекция этикеток, множество фотографий, картин и прочего. Были фотографии и картины знаменитого Фролова-Багреева, который по праву считается великим советским «шампанистом».
Именно он с единомышленниками, побывав в Италии и увидев процесс производства игристых вин резервуарным (ускоренным) методом под названием «метод Шарма», создал свой метод — «непрерывного производства игристого вина резервуарным методом». И если итальянцы производили партию вина, для чего каждый раз загружали сырье, ждали (пусть и не очень долго) готовности вина, сливали, промывали всю систему, советские энологи и виноделы поставили, что называется «дело на поток».
Ибо советской стране было нужно большое количество недорогого, но сравнительно качественного игристого.
За эти труды, Фролов-Багреев получил в 1937 году Сталинскую премию.
После музея, мы спустились в «святая святых» винодельни — ее винные подвалы, склады и после них — проследовали на производство.
Подвалы конечно очень впечатлили своими размерами и количеством хранившегося там игристых и тихих вин.
Однако легкое ощущение какой-то заброшенности и «совковости» несколько раз настигало меня. Честно говоря, я далек от мысли, что хранилища крупнейших «шампанистов» и просто винопроизводителей Старого Света находятся в таком же, мягко говоря «неухоженном» состоянии.
Хотя уверен, что условия для вин (температура, влажность, освещенность и покой) здесь созданы самые добротные.
Нам показали массу разноплановых стеллажей, ответили на вопросы, ну и конечно — позволили пофоткать и пофоткаться.
Для экскурсантов, на стенах, для понимания процесса, были подвешены образцы бутылок с различной степенью собранного в них осадка.
Тут же висела форма «дегоржаторов» (которые меняли пробки) и «ремюажеров» (которые поворачивали бутылки для постепенного сбора осадка в горлышке) начала прошлого века. Кожаный плащ и шлем из тонкой металлической сетки. Ведь бутылки, хранящегося под весомым давлением, игристого были (особенно до начала 20-го века) способны взрываться и нанести травмы работникам.
Однако по пути, я заметил, что на некоторых бутылках лежит уж слишком мощный слой пыли и какой-то слежавшейся грязи и паутины (посмотрите — вот этим бутылкам на вид — точно лет 15!). А ведь винодельня, по моим сведениям, выдержки более 4 лет, не делает. 8()
Или делает?
А если делает — то тогда куда же это «или» уходит? В общем — у меня остались вопросы.
На многих стенах можно было разглядеть особый «винный грибок» — легкая плесень фиолетово-бордового цвета, которая образуется именно в подвалах, в которых многие годы хранятся вина.
Производство (во всяком случае та часть, которую нам показали) — было современным и хорошо функционировало… 8-))
Бутылки закупоривались, ящики ехали, словом — шла обычная работа. Кстати — процент работников винодельческого комплекса — женщин, очень высок. Даже на электрокарах по подвалам здесь в основном «рассекают» девушки. Экскурсовод сказала нам, что это связано с тем, что у женщин больше терпения к монотонным работам, они бережнее и нежнее обращаются с бутылками (а к длительно хранящимся винам, несомненно, нужно очень аккуратное и нежное отношение). Но на мой взгляд, это сделано из-за того, что мужчинам, находиться у емкостей с вином и рядом с миллионами хранящихся в штабелях бутылок с игристым — просто гораздо труднее. В горле чаще «пересыхает» (ну, это шутка)…
Кстати — косвенным подтверждением этому служил характерный, довольно для меня приятный и угадываемый, легкий аромат хлеба, дрожжей, недозрелого кисловатого вина, который легким шлейфом окутывал там все и вся… 8))
Многочисленные транспортеры с 4-х местными «люльками» для бутылок стояли. Однако в период закладки игристых вин на бутылочную выдержку — весь многокилометровый парк транспортеров, пересекающих разные уровни и заворачивающий за повороты — приходил в движение.
Под самый конец экскурсии, я остался на дегустацию игристых вин. Основных вариантов дегустаций, которые я мог выбрать было три: три премиальных игристых, четыре премиальных тихих вина (да, да — в «Абрау-Дюрсо» выпускаются еще и тихие вина — в данном случае — 4 премиальных варианта) и 5 бюджетных игристых.
Выбрал я последнее и объясню почему.
Ну во-первых — премиальные тихие и игристые я дегустировал недавно, в пределах полугода. Поэтому никаких сюрпризов и дополнительных данных мне это бы не принесло.
А вот «бюджетку» (пару рядовых игристых (произведенные методом Шарма) и линейку Victor Dravigny (произведенных традиционным методом (хотя никакой информации об условиях этой выдержки почему-то нигде нет!))) — я и решил «освежить», ибо пробовал все это года 2-3 назад.
Тогда, два-три года назад практически все они мне совсем не понравились, однако других бюджетных вариантов, которые были бы гораздо приятнее и лучше за те же деньги — на полках страны было совсем немного.
В наши дни ситуация в корне изменилась и за 400-600 рублей можно найти с дюжину довольно неплохих и интересных игристых, не уступающих серии Дравиньи, а иногда и превосходящих ее.
Однако вернемся к нашим образцам.
Увы, сбалансированность и вкусоароматика игристых, испробованных на этой экскурсии, не очень далеко ушла от тех, стародавних времен, однако все-таки стала чуть получше. Видимо сказались новые технологии и конкуренция даже на рынке бюджетных игристых.
Невысокие 5 баллов из 10 возможных никто не получил, однако три игристых из пяти получили всего 6 баллов.
И только «розовое брют» и «красное полусладкое» из линейки Виктор Дравиньи получили мои 7 баллов из 10. Что в принципе, вкупе с невысокой ценой, делает эти игристые довольно неплохим вариантом для гастрономического сопровождения обычных блюд и закусок в выходные на даче или дома (я бы не рекомендовал бы приобретать их для очень грандиозных и архиважных мероприятий).
Для весомый и важных торжественных событий, если говорить о продукции «Абрау-Дюрсо», я бы предложил два других варианта игристых: белые — d’Or Blan de Blancs и конечно — Abrau-Durso Brut Vintage Imperial.
После окончания дегустации, уходя, я приобрел на память довольно занятный бокал с фирменным лого для миллезимных игристых в фирменном магазине, так удачно расположенном на выходе из знаменитого комплекса.
Что же — увидимся, радушное Абрау-Дюрсо!
Ждем от тебя новых отличных вин и игристых, которые смогут нас всех, по-хорошему, удивить!
Ваш Гарри
Также вас может заинтересовать статья: Поездка в Абрау-Дюрсо на 10-й юбилейный Всероссийский Саммит Виноделов России — 2021