Бренды идут на войну

Бренды идут на войну

«М-М-М — Магги!!!!» — слышится слоган рекламного ролика с телевизора. Ему вторит «Всегда Кока-Кола!» — одного из старейших международных концернов.

А между тем — в годы страшной Второй Мировой войны — логотипы этих и многих других брендов то и дело мелькали на полях сражений.

Эта тема заинтересовала меня как раз в канун Великого Дня Победы, когда у меня в руках оказался гаечный ключ времен Великой Отечественной от ремонтного комплекта к немецкому автомобилю Diamler Benz, найденный (как утверждал дядечка, продававший его на «блошином рынке») на местах боев с немецко-фашистскими захватчиками под Воронежем.

Вот он:

Я заинтересовался и решил «прошерстить» эту тему поглубже, а заодно — познакомить Вас, мои дорогие читатели, с довольно интересными результатами этих поисков.

Многие знают, что крупные гражданские промышленные концерны Запада, США, Великобритании и Советского Союза — в годы Второй Мировой войны перешли на выпуск военной продукции.

Несомненно — большей частью зарубежных производителей двигали в основном соображения прибыли (наши предприятия о прибылях конечно не думали — мы сражались за Родину) — поэтому даже в войну — они супер-упорно «проталкивали» свою продукцию в военные ведомства и размещали, где только могли, свою рекламу.

Как говорится — «Кому война, а кому — мать роднА!»

Посмотрим — какие же транснациональные бренды, известные сейчас всем и каждому «шагнули в окопы»?

Германия

Сталелитейный концерн «Krupp» — изготавливал орудия, танки и самоходные установки, Daimler-Benz AG (предшественник компании Мерседес-Бенц) — автомобили для Вермахта, а также авиационные двигатели для самолетов Люфтваффе и подводных лодок, запчасти для стрелкового оружия.

BMW — производил мотоциклы, машины, авиационные узлы для самолетов, всемирно известная марка «Майбах» — производила двигатели и узлы к самоходному орудию «Фердинанд», Porshe — засветилась в создании немецкого тяжелого танка Тигр, участвуя в тендере на его производство.

США

Ford — отличился сразу в обеих направлениях — сначала его подразделение в Германии — выпускало грузовики для нужд Вермахта, затем — с объявлением немцами войны Великобритании, американцы — заморозили это сотрудничество, хотя предприятие продолжало работать до конца войны, но уже с немецкой администрацией.

В самой США заводы Форда производили широкий спектр грузовиков, штабных машин, бронетранспортеров для американской армии, компания Cadillac— стала производить легкие танки, автозаводы Crysler и General Motors — выпускали двигатели и узлы для многих танков США, включая знаменитый массовый Шерман.

Великобритания

Английский концерн Rolls-Royce – в те годы — был настоящим монстром в производстве двигателей для самолетов. Его движками оснащались не только английские истребители и бомбардировщики, но и союзнические — американские самолеты. Всего за годы войны было выпущено около 150 000 двигателей!

Советский Союз

Огромное количество предприятий Страны Советов с началом войны перешло на выпуск продукции военного назначения. Перечислять многие не будем, например — завод ГАЗ — помимо грузовиков производил легкие танки и минометы, Сталинградский тракторный — танки Т-34, Воронежский экскаваторный — начал выпускать знаменитые «Катюши», а Мытищинский вагоноремонтный завод — самоходки СУ-76.

Вот — одна из них — движется по улицам австрийкой столицы — Вены почти за месяц до конца войны:

Но самое интересное и удивительное началось — когда я начал изучать ссылки на предприятия, которые даже отдаленно нельзя было отнести к оборонной и военной промышленности.

Отечественных предприятий, к сожалению — я практически не нашел — ибо старые, дореволюционные «галантерейные и продовольственные» бренды — были полностью национализированы и на их месте — построены предприятия, получившие в лучшем случае — простой инвентарный номер (например — Завод № 57), в прочих же случаях — недавно запущенные заводы и фабрики также получали вместо названия обычный номер.

Посему — интерес для обзора, как правило — представляют зарубежные концерны, многие из которых имели к началу войны 50-ти или даже 100-летнюю историю.

Самым «веселым» и шустрым из них оказалась американская Coca-Cola.

Сначала — шустрые предприниматели из США преуспели в сотрудничестве с гитлеровской Германией — и построили завод, который до 1940 года поил немцев своей Кока-колой.

Когда поставки концентрата для напитка из-за вступления Америки в войну против Германии пришлось прекратить, шустрый директор немецкого филиала (видимо понимая, что война не вечна, а рынок сбыта терять нельзя) — совместно с технологами — разработал яблочный напиток, который впоследствии много раз улучшался и явил сначала Германии, а потом и всему миру — широко известную Fanta.

Вот вам найденная картиночка, что называется «в тему», где немецкие солдаты сфотографированы на фоне вывески знаменитого бренда, ну и убедительный рекламный плакатец того времени:

Но бизнесмены были бы не бизнесменами, если бы они не предложили свой напиток и второй стороне — Советскому Союзу:

Маркетологи ловко изобразили бравого советского офицера с бутылкой Кока-колы — и прямо так и написали — латинскими буквами — ETO ZDOROVO! (вот почему, вероятно, многие американцы так хорошо и знают это слово!)

А вот и еще одна прекрасная история из жизни американских брендов.

Все помнят — шоколадки Hershey, которые американцы особенно активно поставляли в перестроечные годы в СССР и Россию.

Но мало кто знает, что руководство концерна в начале Второй Мировой — «пробилось» в ряды поставщиков министерства обороны США и включила свои батончики в состав солдатского пайка-НЗ (неприкосновенного запаса). Шоколад — действительно — очень важный и полезный продукт для военнослужащих: легкий, калорийный и бодрящий — ну и понятно — тут нет ничего странного.

Но вот дальше — начались «шоколадные» приключения.

Выяснилось — что солдаты, получив НЗ-пайки — в первую очередь, не дожидаясь крайнего случая — съедали из них все вкусные шоколадки. Узнав это — руководство потребовало от технологов «шоколадной фабрики» сделать знаменитые батончики по-прежнему сытными и полезными — но не очень вкусными — чтобы их ели — когда уже наступит реальная «голодуха» и есть уже больше нечего…

Технологи не только выполнили, но и «перевыполнили» задачу — батончики были сделаны совершенно невкусными, сильно горчили, да еще и получились очень твердыми — так, что солдаты с проблемными зубами не могли их есть вообще, а остальные для еды — строгали плитки ножом.

В армии США этот шоколад даже прозвали «тайным оружием Гитлера», а многие — чтобы не таскать с собой невкусный продукт — сразу по получению пайка — выбрасывали из него эти шоколадки, чтобы не носить лишний груз…

Но конечно — особую «заботу» о своей армии проявляли немецкие промышленники.

Снабжение немецких частей, особенно после захвата большинства европейских стран, областей в Африке и Азии — было просто шикарным.

Казна Германии была богатой и многие гражданские предприятия старались продвинуть в армию свою продукцию — ведь это сулило миллионные заказы — учитывая войну нацистов практически против всего мира.

Бренды «Maggi» и «Knorr» — успешно поставляли в паек немецких солдат консервированные и сухие супы – вот такие:

Швейцарская «Nestle» — снабжала немецкую армию шоколадом и сгущенкой, «Mauxion» какао и кофе.

Косметическая фирма «Nivea» — как-то обосновала и добилась поставок в Вермахт своих кремов (ну как же без них в окопах?)

От остальных не отставали: фирма Kodak (делали взрыватели и детонаторы), Siemens (рации, электронику, детонаторы), Blaupunkt (клепала радиопередатчики).

Даже медицинский концерн Bayer попал в это число. Помимо медикаментов для армии — он выпускал печально известный отравляющий газ «Циклон-Б».

Очень мощно и ярко с правительством «наци» сотрудничала «молодая» тогда мастерская Хуго Фердинанда Босса (родоначальника всемирно известного дома Hugo Boss) — которая не только разработала дизайн нацистской военной и служебной формы (в том числе и войск СС), но и частично отшивала ее.

И надо сказать — справилась с заказом на «отлично». По отзывам многих специалистов — от военных до дизайнеров моды — форма получилась не только очень функциональной и надежной — но и довольно красивой, учитывая уровень швейного дела и моды того времени.

Есть еще десятки интересных фактов по «походу брендов на войну», но думаю, что сильно заинтересовавшиеся данной темой читатели смогут уже самостоятельно найти в сети Интернет еще довольно много информации.

А мне пожалуй — пора заканчивать.

Ждите следующую статью в раздел «Страницы Великой войны» под название «Юмор на войне»!

 

Удачи!

Ваш Гарри